16 июля состоялась премьера фильма «Гарри Поттер и принц-полукровка». Недавно журнал Forbes включил исполнителя роли юного волшебника, Дэниела Рэдклиффа, в сотню самых влиятельных знаменитостей. Он занял 70-е место — отличный результат для актера, который 23 июля отметит 20-летие. Юлия СЕРГЕЕВА встретилась с Дэниелом в Лондоне. Актер рассказал ей о съемках последних частей поттерианы, о несчастьях, обрушившихся на его друзей, и о том, что бы он сделал, если бы стал волшебником.
Дэниел Рэдклифф
Когда и где родился: 23 июля 1989 года в Лондоне (Великобритания)
Знак зодиака: Лев
Семья: отец — Алан Рэдклифф, литературный агент; мать — Марcия Грэшем, кастинг-директор на телевидении
Образование: школа для мальчиков City of London School
Карьера: снимается в кино с девяти лет; помимо фильмов о Гарри Поттере, сыграл в лентах «Дэвид Копперфилд» (1999), «Портной из Панамы» (2001), «Декабрьские мальчики», «Мой мальчик Джек» (2007), «Путешествие» (2009); в феврале 2007 года дебютировал на лондонской театральной сцене, исполнив главную роль в спектакле «Equus», в сентябре 2008 сыграл в этой постановке на Бродвее
Вкусы: еда — китайская кухня; напиток — диетическая кола; цвет — зеленый; фильм — «Двенадцать разгневанных мужчин» (1957); актеры — Николь Кидман, Гэри Олдман; музыка — The Sex Pistols, The Killers, Red Hot Chili Peppers; хобби — игра на бас-гитаре
Больше года назад в Лондоне был убит 18-летний Роб Нокс. В «Принце-полукровке» парнишка сыграл эпизодическую роль — одного из студентов Школы чародейства и волшебства Хогвартс. Однажды вечером Роб с младшим братом Джейми заглянул в бар на юго-востоке британской столицы. Там братья разделились: Джейми присоединился к компании друзей, Роб подсел поболтать к знакомым. Внезапно между приятелями Джейми и 21-летним посетителем бара вспыхнула ссора. Желая уйти от конфликта, компания Джейми покинула помещение. Но подвыпивший парень, сжимая в руках пару ножей, бросился за ними.
Роб заметил потасовку из окна бара и тут же вылетел на улицу, чтобы защитить брата. Разъяренный буян нанес ему пять глубоких ран, и Роб истек кровью еще до приезда врачей. Он умер в госпитале той же ночью.
Когда Нокса хоронили, Дэниела Рэдклиффа не было в Лондоне. На церемонии присутствовал Руперт Гринт, исполнитель роли Рона Уизли в фильмах о Гарри Поттере. Дэниел попросил друга передать маме Роба книгу «Гарри Поттер и принц-полукровка». На первой странице он написал, обращаясь к погибшему юноше: «Мы все горды тем, что знали тебя, и опустошены оттого, что тебя потеряли. Покойся с миром! Дэн». И добавил, обращаясь уже к родителям Роба, строчку из письма английского писателя Дэвида Герберта Лоуренса: «Помните: мертвые не умирают. Они смотрят на нас и помогают нам».
Вокруг «Поттера» творится столько нехорошего!
— Роб должен был появиться и в двух наших последних фильмах (экранизация книги «Гарри Поттер и дары смерти» будет состоять из двух частей, первую покажут в следующем году, вторую — в 2011-м. — Прим. «ТН»). А парню, который его зарезал, грозит 20 лет тюрьмы, мрачно уставившись в пол, Дэниел Рэдклифф заканчивает пересказывать эту трагическую историю.
Простая красная футболка, светлые джинсы. Огромные голубые глаза с длиннющими светлыми ресницами — глаза Гарри Поттера. И щетина — не слишком опрятная, как бывает у юношей.
— Я вообще-то не склонен к мистике, не копаюсь в совпадениях и таинственных знаках, — продолжает Дэниел. — Но в последнее время вокруг «Гарри Поттера» творится так много нехорошего!
Чем дальше, тем страшнее — история про юного волшебника, придуманная писательницей Джоан Ролинг, вполне соответствует этой сказочной традиции. В ленте «Гарри Поттер и принц-полукровка» герою Рэдклиффа предстоит лишиться друга, наставника и защитника — директора школы Хогвартс Альбуса Дамблдора.
— Ш-ш-ш! Только никому не говорите! Это самая большая интрига нашего фильма! — Дэниел прикладывает палец к губам и тревожно озирается по сторонам. Потом улыбается: — Даже обидно: когда снимают блокбастеры, сценарий сохраняют в тайне вплоть до премьеры. А у нас? Все, что будет происходить на экране, поклонники истории про Гарри Поттера узнали уже три года назад. Да, действительно, в «Принце-полукровке» профессор Дамблдор умрет. Это, надеюсь, будет очень трогательный эпизод. Героическая смерть героического человека. Я очень люблю Майкла Гэмбона, который играл Дамблдора в трех предыдущих лентах. С ним приятно работать. Но вы знаете, Майкл из тех актеров, что вечно проверяют на прочность твою способность концентрироваться. Ведь этот солидный с виду 68-летний человек постоянно дурачится!
...К сожалению, несчастья случаются не только на страницах сценария. В конце января съемочная группа работала над сложным в техническом отношении эпизодом полета Гарри Поттера на метле. На высоте за Дэниела Рэдклиффа трудился его бессменный дублер — каскадер Дэвид Холмс. Все шло нормально. Вдруг на площадке раздался оглушительный грохот — неожиданно взорвалось что-то из пиротехники. Ослепленный вспышкой, каскадер инстинктивно закрыл глаза руками — и сорвался вниз. Он пролетел несколько метров и упал на спину. Подбежавшим коллегам Дэвид сказал, что совершенно не чувствует нижнюю половину тела. Те вызвали скорую.
Дэвида увезли в госпиталь. Травма позвоночника оказалась очень серьезной. Врачи с самого начала говорили: нет никаких гарантий, что парень сможет ходить. А если и сможет — когда-нибудь, спустя долгое время, — то лишь опираясь одновременно на руки и ноги. Словно четвероногое существо, как печально шутит сам Дэвид. Но скорее всего, он навсегда останется прикованным к инвалидному креслу.
— Это был удар для нас, я и представить себе не могу, какие чувства испытывал в тот момент Дэвид, — говорит Дэниел. — Несчастный случай перевернул его мир, и теперь ему нужно учиться жить заново, искать другое занятие, привыкать к себе новому. Могу сказать только, что ему не придется заводить новых друзей и я, и другие ребята из съемочной группы «Гарри Поттера» всегда будем рядом.
Мои каракули разрушили большую любовь
— Время от времени я навещаю Дэвида, а когда надолго уезжаю из Лондона, посылаю ему открытки и эсэмэски, — продолжает Дэниел. — Я не пользуюсь электронной почтой, но с большим удовольствием переписываюсь эсэмэсками. И пишу бумажные письма — это, конечно, ужасно старомодно, но я обожаю это делать. Уверен, что в наши высокотехнологичные дни такие письма очень много значат для тех, кто их получает. Уже только потому, что подобное случается очень редко. И сам я, когда получаю письмо, написанное от руки, очень радуюсь. Однако у электронных писем, вынужден согласиться, есть по крайней мере одно преимущество: они пишутся печатными буквами, которые просто читать. У меня ведь очень индивидуальный почерк. Когда я говорю «индивидуальный», то имею в виду — очень-очень плохой. Однажды мои каракули разрушили большую любовь. Честно, не вру! Мне было лет восемь-девять, и я был до смерти влюблен в девочку по имени Люси. Приближался День святого Валентина. Я решил смастерить для Люси валентинку и написать ей о своем чувстве. От руки, разумеется. Я старался — пыхтел, вслух по слогам проговаривал каждое слово. Наконец все было готово. Я вручил Люси открытку, она склонилась над ней, долго-долго водила пальцем по строчкам, пытаясь прочитать, — и вдруг как расхохочется! Мне стало жутко обидно. Я вернулся домой чрезвычайно расстроенным. Родители, которые видели, с каким старанием я готовил валентинку, принялись расспрашивать, что да как. Я даже разрыдался, рассказывая им о своей любовной катастрофе. А они меня как могли успокаивали. Пели какую-то оптимистичную песню — мол, завтра снова взойдет солнце и все такое… Конечно, дело тогда было не только в плохом почерке. Я просто не нравился Люси, вот и все. Но тем не менее. И свои самые важные письма я иногда набираю на компьютере, потом распечатываю, подписываю — и отправляю.
Он хотел бы научиться писать красивее и понятнее, но, увы, не в силах. Плохой почерк Дэниела — это одно из проявлений его заболевания, диспраксии. Люди, страдающие этим расстройством, не способны верно выполнять целенаправленные движения. Рэдклифф, например, признается, что не может самостоятельно завязать шнурки. И в школе он учился из рук вон плохо по той же причине. Пока медики не могут сказать точно, почему возникают подобные расстройства. Ясно лишь, что все дело — в неправильной работе некоторых отделов головного мозга. Дэниел — счастливчик, ведь у него относительно легкая форма заболевания. В противном случае он едва ли смог бы бегать, прыгать, лазать по деревьям — в общем, делать все то, чем ему приходится заниматься на съемках.
Дэниел никогда не делал тайны из своего диагноза.
— На то есть две причины, — говорит актер. — Во-первых, журналисты. Они все равно докопаются и напишут, помимо правды, много ерунды — извините, ничего личного! Так уж лучше я сам все расскажу, без преувеличений и недомолвок. А во-вторых, я ведь не один такой на свете. Диспраксия не самое редкое расстройство. Но большинство людей предпочитают скрывать диагноз, стыдятся его. Этого не нужно делать! Да, что-то внутри моей черепной коробки пошло не так, но я-то в этом не виноват. Как не виноват в своей болезни никто из страдающих диспраксией. И я вполне адекватный человек, живущий полноценной, на мой взгляд, жизнью. Мне, конечно, никогда не стать художником-реставратором, иллюзионистом, электриком или еще кем-то в этом роде. Но я нашел для себя кино. Всегда есть выход — вот что, прежде всего, мне хотелось бы сказать таким, как я.
Думаю, Софи Даль хочет за меня замуж
— Странно осознавать, что я снимаюсь в «Гарри Поттере» полжизни. И еще более странно, что я всегда ужасно нервничаю, становясь перед камерой, признается Дэниел. — Но мне очень нравится это волнение, я получаю от него удовольствие. На самом деле в мире есть не так уж много вещей, от которых я получаю истинное удовольствие. Сниматься в кино мне очень нравится, я чувствую, что работаю понастоящему. И это дает мне возможность знакомиться с людьми, которыми я восхищаюсь. Например, с Гэри Олдманом, который сыграл в поттериане Сириуса Блэка, он отлично знает, насколько я его обожаю. Если когда-нибудь мне удастся хоть немного приблизиться к актерским возможностям Гэри, я буду счастливейшим человеком на земле.
Я также познакомился с экс-вокалистом Pulp Джарвисом Кокером, с Томом Йорком из Radiohead. Перед встречей с этими людьми я страшно нервничал. Но сильнее всего я переживал, когда встретился с моделью Софи Даль. Она такая роскошная! Подростком я был ее страстным обожателем. Однажды Софи пришла на одну из моих премьер и поцеловала меня! Правда, только в щеку. Но я все равно был ошарашен. Пробормотал дрожащим голосом благодарность за поцелуй. А Софи потом прислала мне записочку. Думаю, что она хочет выйти за меня замуж. Шутка. Но я всегда испытывал к ней некоторые чувства, так что, может быть, в один прекрасный день...
Что думает по этому поводу 31-летняя фотомодель, манекенщица, актриса и писательница Софи Даль, сказать трудно. Но, похоже, на проблему возрастного неравенства Дэниел Рэдклифф смотрит сквозь пальцы. В одном из интервью он признался, что распростился с невинностью в день своего 16-летия — с женщиной, которая была значительно старше его. «Разница в возрасте была не совсем уж критичной, — рассказывал Дэниел. — Но многих категорично настроенных по отношению к подобным вещам людей она могла бы, пожалуй, шокировать».
И это — предел его откровенности, когда речь заходит о личной жизни. Пару лет назад Рэдклифф встречался с молодой театральной актрисой Лорой О'Тул — недолго, всего несколько месяцев. В данный момент сердце одной из самых влиятельных знаменитостей на планете свободно — и этой информации, уверен Дэниел, более чем достаточно.
— Я представляю, что начнет твориться, если станет известно, будто я с кем-то встречаюсь, — говорит Дэниел. — Когда готовилась премьера фильма «Гарри Поттер и орден феникса», только и разговоров было, что о моем поцелуе с Кейти Люнг, она играет Чжоу Чанг, первую любовь Гарри. Настоящий первый поцелуй состоялся примерно в то же время — с кем, не скажу, извините. Так вот: в жизни и в кино все происходит совершенно по-разному. На съемочной площадке режиссер тебе кричит: «Руку выше! Голову поверни! Встань правее!» Мы сделали дублей тридцать. В «Принце-полукровке» я снова целуюсь, на этот раз с Бонни Райт, исполнительницей роли Джинни Уизли. Но это еще ничего! Вот Руперту Гринту (Рон) пришлось действительно туго: он должен был целоваться с нашей Гермионой Эммой Уотсон. Не представляю, что творилось в его душе! Меня в тот момент не было на площадке, а будь я там, не знаю, смог бы удержаться от смеха или нет. Полагаю, это немного странно — целовать человека, с которым вырос... Я понял главный закон кинопоцелуев: никогда не засовывай язык в рот партнерше. Не дай Бог! Мне повезло, я, кажется, ни разу не совершил такой ошибки. Говорят, «Принц-полукровка» вышел романтичнее других фильмов о Гарри Поттере. Многим это понравится. Но я предпочитаю более мрачные сюжеты. Вот сцены в пещере, где Гарри находится в шаге от гибели, мне было гораздо легче играть, чем любовные. В фильме «Декабрьские мальчики» (2007), где я снимался с австралийской актрисой Терезой Палмер, была эротическая сцена. Мне к тому времени исполнилось 16 лет, и я думал, что все получится «вау!». Но процесс оказался довольно скучным. Выяснилось, что это абсолютно асексуально — изображать занятие любовью на глазах десятка людей. И совершенно не имеет значения, насколько хороша партнерша. А Тереза — хороша. Одним словом, я был разочарован. Как, наверное, бывают разочарованы многие люди, когда встречаются со мной. Они думают, будто я такой же крутой, как Гарри Поттер. А я ужасно скучный, правда.
Свой первый стаканчик в Америке пропущу через год
— Совершенно не представляю, где и как буду отмечать 20-летие, — говорит Дэниел. — Кажется, мой день рождения придется на самый конец промотура «Принца-полукровки». Так что подарком мне будет целая ночь спокойного сна. У меня нет планов. Не люблю большие тусовки, десять самых близких друзей в моем доме — вот идеал... Вообще-то продюсеры серьезно разговаривают с нами — с парнями в основном — на предмет того, чтобы мы не портили свой «правильный» имидж. Ведь фильмы про «Гарри Поттера» смотрят дети и подростки. Для них все мы — пример для подражания. Я, наверное, подаю плохой пример. Я курю, и довольно много. И мне уже не раз советовали не появляться с сигаретой в людных местах. Я выпиваю время от времени. Дома, в Англии, я уже достиг «алкогольного» возраста, так что проблем со спиртным в барах не возникает. Другое дело — Америка. Там выпивку можно продавать только тем, кто отметил 21-летие. Я-то этого поначалу не знал. В первый нью-йоркский вечер мы с приятелями собрались пройтись по клубам. Настроение было боевое — до разговора с барменом. От изумления я только и смог произнести: «Какой, вы говорите, у вас в стране возраст для спиртного?!» Так что в Америке у меня пока сухой закон. С одной стороны, это символично: как только на экраны выйдет последний фильм о Гарри Поттере, я получу право пропустить свой первый стаканчик в нью-йоркском баре. Но с другой — не хотелось бы так долго ждать.
Это печальное открытие Дэниел сделал в прошлом году, когда перелетел через океан, чтобы дебютировать в бродвейской постановке «Equus» по пьесе Питера Шеффера. Роль психически нездорового юноши-конюха, питающего эротическую привязанность к лошадям, ранее принесла ему признание театралов Лондона. В нескольких сценах спектакля Дэниелу нужно было выходить на сцену абсолютно голым.
— Это был крайне смелый режиссерский ход, — говорит актер. — Нагота моего героя — это не спекуляция, не рекламный трюк, мол, приходите поглядеть на обнаженного Гарри Поттера! Хотя, наверное, часть зрителей приходила на спектакли именно для этого, надо быть реалистами. Стоять перед переполненным залом в чем мать родила — это сильные ощущения. Страшно! Но это проходит. В первый раз ты очень-очень испуган, во второй — очень испуган, в третий — просто испуган, дальше ты волнуешься, как и любой артист перед спектаклем, а потом становится все равно.
Привет, последняя страница моей жизни!
Когда Джоан Ролинг только писала последнюю книгу о приключениях Гарри Поттера и его друзей, тщательно сохраняя в тайне перипетии сюжета, у Дэниела Рэдклиффа было единственное желание: чтобы Гарри наконец умер. Не потому, что актер ненавидел своего героя. Просто подобный финал казался ему наиболее подходящим.
Но желание Рэдклиффа не сбылось. Гарри не просто остался в живых — он повзрослел, женился и обзавелся детьми. Как снимать финальную сцену «Даров смерти», действие которой происходит спустя 19 лет после решительной битвы добра со злом? Режиссер Дэвид Йейтс обдумывал массу вариантов. Наконец было решено использовать цифровые технологии, с помощью которых удалось «состарить» героя Брэда Питта в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008).
— Я осознал, что наша история подходит к концу, когда взял в руки последнюю книгу, — говорит Дэниел. — Прежде чем углубиться в чтение, я даже написал на развороте слова, которые Антон Чехов адресовал жене: «Привет, последняя страница моей жизни!» Специально растягивал чтение, не стремился узнать, в чем там дело. Наслаждался каждым словом. Приступая к съемкам «Гарри Поттера и даров смерти», я очень волновался. Понимал: каждая сцена будет наполнена сильными эмоциями просто потому, что все мы будем осознавать — это конец чего-то огромного и важного. Вот с такими мыслями я начал эту работу. А заканчивать, наверное, буду с мыслью, что ни с кем из нашей съемочной группы не хочу терять контакт.
Меня часто спрашивают, чем я займусь, когда съемки завершатся. Мне бы хотелось продолжать играть в театре. Я мечтаю участвовать в музыкальных постановках — разумеется, когда буду технически готов к этому. И, конечно, сниматься в кино. Я знаю, многие думают, что ни на что более значительное, чем Гарри Поттер, мне не стоит рассчитывать. И я уверен, что мне не раз придется пробивать стены лбом, чтобы доказать: я способен на большее.
Но если вас интересует, чем конкретно я займусь, то... буду отсыпаться. По крайней мере неделю. Откровенно говоря, если бы я не был здесь сейчас с вами, то тоже наверняка бы крепко спал. Возможно, это упадок сил. В таком состоянии мне помогает только диетическая кола. Не самый полезный напиток, конечно. Я слышал историю об американском полицейском, который всегда возил в бардачке патрульной машины пару бутылок диет-колы — смывать кровь с асфальта после беспорядков. Такой вот у нее термоядерный состав. Но, черт возьми, она ведь очень вкусная!
Так что, когда с «Гарри Поттером» будет покончено навсегда, я отправлюсь прямиком в кровать. Проведу несколько дней дома. Я невероятно ленив! Могу дни напролет болтаться по квартире и пялиться в телевизор. А когда высплюсь, открою глаза и подумаю: «Дэн, приятель, с возвращением в реальный мир!» Но быть чародеем — это, безусловно, круто. Если бы я случайно выпустил из бутылки джинна и он в благодарность согласился выполнить одно мое желание, я бы не стал думать долго — в ту же минуту попросил бы сделать меня волшебником. И сразу же сотворил бы себе крылья, забрался на самую высокую точку в Лондоне — и слетел бы с нее вниз. Потом я бы придал своим ногам дополнительную прыгучесть и попрыгал бы по городу в свое удовольствие. Как инспектор Гаджет (герой Мэттью Бродерика в фильме «Инспектор Гаджет», 1999. — Прим. «ТН»). Следующий шаг — создание мантии-невидимки, как у Гарри Поттера. Надев ее, я бы отправился туда, где меня все знают. Послушал бы, что обо мне говорят. Хотя нет, это может мне и не понравиться...
Я считаю, что самое главное в истории про Гарри Поттера — вовсе не волшебство. Снимаясь в этих фильмах, я понял, что такое любопытство. И почему человеку следует быть любопытным. Гарри не принимает на веру ничего из того, что говорят ему люди. Он все и всегда подвергает сомнению, задает вопросы, стремится узнать больше, чем уже знает. Любопытство — замечательное качество. Многие говорят: «Зачем мне это знать? Это мне не пригодится!» А полученные знания и не обязательно использовать. Достаточно того, что они у вас просто будут. Вот именно этому я и научился у Гарри Поттера.
Иногда я думаю: вот стану старым и седым, включу телевизор и увижу один из наших фильмов. Что я почувствую? Возможно, мне будет грустно. Ведь каждая сцена соединена с тем или иным событием в моей жизни. Полагаю, это будет очень странно — оглядываться назад, испытывая невыносимую ностальгию. Но все же будет здорово, когда я усядусь с детьми перед телевизором и скажу: «Поглядите-ка, чем занимался ваш папочка!» И я обрадуюсь, если им захочется посмотреть все восемь фильмов. А если нет... Придется их заставить!
Источник газета Теленеделя # 28(94), 15.07.2009